Со времён апостолов и до наших дней все истино любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила нашего Спасителя, воспитывала и оберегала Его во дни детства. Если она была избрана Богом-Отцом, Была удостоена сошествия Святого Духа, Бог-Сын вселился в Неё, повиновался Ей, то как нам не чтить Её. Она Матерь Божия и Матерь всех христиан, по усыновлению через Иоанна Богослова. Если Господь на кресте заботился о ней, то конечно Она имеет дерзновение и благодать предстательствовать о людях и молится о них. О том, что Её Сын,Господь наш Иисус Христос, исполняет Её просьбы, мы читаем в Евангелии. В Кане Галилейской на браке у бедных молодых недостаёт вина. Божия Матерь просит совершить чудо, превратить воду в вино. Спаситель же говорит :»Ещё не пришёл час Мой» (Ин. 2:4). Однако господь совершает Своё первое чудо. Ибо он Любит Свою Матерь и исполняет Её просьбы.
Во время Своей земной жизни Богоматерь уклонялась от славы, принадлежащей Ей как Матери Господа. Она предпочитает проводить жизнь Свою в тишине, подготовляясь к переходу в жизнь вечную. Перед смертью, о которой Она заранее была извещена, Божия Матерь молится Сыну Своему, чтобы Он избавил Её душу о злых духов. Иисус
Христос исполняет просьбу Своей Матери и в час Её кончины Сам приходит со множеством ангелов принять её душу. Так как Богоматерь просила Своего Сына и о том, чтобы при Её кончине присутствовали все апостолы и Она могла проститься с ними, то Господь исполняет и эту просьбу. Апостолы чудесным образом были собраны к одру Богоматери, хотя в это время находились с проповедью в разных странах.
Ученики Христовы с великой радостью стали почитать Богородицу не только как Матерь возлюбленного Учителя и Господа, но и как свою небесную помощницу, покровительницу и предстательницу за всех людей перед праведным Судьёй.
Когда Бог сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходательствовать перед Ним? Утолить Божий гнев мольбой и обратить его на милость? Когда-то в пустыне израильский народ совершил величайшее беззаконие, впав в идолопоклонничество. Он сделал себе золотого тельца и поклонился ему как богу. За это сильно разгневался Господь и хотел истребить его. Моисей же стал ходательствовать, умолять Господа Бога: «Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты Вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова]…» (Исх. 32:11-13) «Нет, — говорит Господь, — Оставь Меня , да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» (Исх. 32:10). Но Моисей умоляет, напоминает о древних патриархах: Аврааме, Исааке, Иакове – Его верных рабов и друзей. И по ходательсву Моисея Бог угасил Свой гнев, умилостивился и простил народу его отступление от Бога. « и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой» (Исх.32:14)
Кто же такой Моисей перед Богом? Верный Его служитель. А Авраам, Исаак, Иаков? Тоже верные почитатели Бога, рабы Божии. А Пресвятая Дева, кто Она перед Богом? Матерь возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, а Он Её Сын.
Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, «царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правою руку его и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал царь: проси, мать моя; я не откажу тебе». Так Господь не почтит ли Свою Матерь?
Когда Пресвятая Дева преставилась от земли на небо, какой великой чести и славы Она сподобилась! Мы не можем даже постигнуть и представить себе это. Ещё пророк Давид предсказал: «… стала царица одесною Тебя в офирском золоте». (Пс. 44:10). Она выше всех чинов ангельских: архангелов, херувимов, и серафимов. Бог внимает молитвам и ходательству святых и праведных людей. Господь простил Авимелеха только за молитвы Авраама (Быт. 20:7-17). Только многострадальный Иов мог помолиться за согрешивших. «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите себя в жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» (Иов. 42:8). Иуде Маккавею было видение о ходательстве угодников Божиих перед Богом о живущих на земле. «Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, из детства ревностно усвоившего всё, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский, потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайный величаем. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15:12-14).
Итак, если молитва святых умилостивляет Бога, то несколько сильна молитва Богоматери. Она ходательствует и Господь умилостивляется, ибо Он Сын Её. «Много бо может моление Материнское ко Владыки». Сколько примеров из истории народов, из жизни даже простых людей мы знаем о предстательстве Пресвятой Девы.
У святителия Дмитрия Ростовского в «Житиях святых» за июля есть повесть о покаянии Феофила. Суть её в том, что Феофила по зависти оклеветали и он был освобождён от занимаемой им должности эконома. Дьявол же, не терпя праведной жизни Феофила, стал внушать ему мысли, что унизили его, что недостойный человек стал на его место. Наконец, коварство врага довело его до того, что, забыв упование на Бога, он пришёл в отчаяние. Ему казалось, что все над ним теперь смеются и никто его не уважает. И вот, в его сердце возгорелось неодолимое желание вернуть свою должность и власть. Для этого он идёт к волхву и, падая ему в ноги, просит помочь. Тот обещает исполнить его просьбу. В полночь они идут на ипподром, и здесь волхв говорит, что если он увидит видение или услышит голос, то пусть не пугается и не осеняет себя крестным знаменем. Феофил увидел дьявола в образе князя, поклонился ему, поцеловав его ноги. «Пусть отречётся этот человек от так называемого Сына Матери,- сказал дьявол волхву,- пусть отречётся также и от Неё Самоё, так сильно я ненавижу их обоих. Отречение же пусть напишет собственноручно и подаст мне». И Феофил отрёкся от Христа Спасителя нашего и от Пречистой Богородицы, написав отречение своё на бумаге, и вручил её князю тьмы. Вскоре, водимо, по божию смотрению, а не по старанию дьявола, Феофил был возвращён к своей должности. Прожив недолго в таком богоотступничестве, он начал как бы пробуждаться от сна и приходить в себя, сознавая, какое великое злодеяние он совершил, отрёкшись от Христа и его Пречистой Матери. Феофил стал день и ночь сокрушаться и плакать о содеянном, « Хотя я и отрёкся от Христа, — говорит он, — и от родившей Его Богоматери, однако обращусь к Ней всей душой и всем сердцем припаду к Её милосердию». Затем он уединился в одной небольшой церкви в честь Пресвятой Богородицы. Сорок дней и сорок ночей пробыл он в церкви, постясь, каясь непрестанно, молясь перед иконой Божией Матери. По истечении сорока дней, когда Феофил в полночь молился, явилась ему Пребогословенная Дева: « О человек! – сказала Она ему. – Зачем ты так бесстыдно докучаешь мне, вопия и моля помочь тебе? Ведь ты сам отрёкся от Сына Моего и от Меня! Как буду я молить за тебя Моего Сына и Бога, чтобы Он простил тебя раба дьявола , отдавшегося ему своим рукописанием». Обрадованный видением Богородицы, Феофил ещё усерднее стал просить его. Ведь Господь простил апостола Петра, который трижды отрёкся от Него. Много и других примеров покаяния грешников приводил Феофил. Видя его покаяние, Пресвятая Дева сказала: «Исповедуй, о человек, что рожденный Мною Сын, от которого ты отрёкся, воистину Христос Сын Бога Живого и имеющий придти судить живых и мёртвых, и тогда Я умолю Его о тебе, и Он примет твоё покаяние.
После исповедания веры Феофилом, Богоматерь стала невидима. Ещё три дня Феофил пребыл в церкви в молитве. По истечении этих дней снова явилась ему Пренепеорочная Матерь Господа и сказала: «Угодно покаяние твоё милосердному Владыке Богу; принял он слёзы твои ради Меня и услышал твои молитвы».
Феофил ещё усерднее стал благодарить Царицу Небесную и просить: «Повели отдать мне в руки окаянное рукописание, которое я , обманутый, отдал сатане: оно сильно смущает мою душу, и я не могу утешится от великой скорби, пока это рукописание находится у дьявола». После этих слов Богоматерь стала невидимой. Через три дня, которые провёл Феофил в церкви, в сонном видении он снова увидел Царицу Небесную, отдающую ему хартию с его рукописанием. Проснувшись, он увидел рукописание у себя на груди. Придя в воскресный день в храм, где епископ служил литургию, Феофил рассказал ему всё и отдал рукописание. Обращаясь к народу с назиданием, епископ сказал: «Феофил после сорокадневного поста получил своё рукописание, отнятое у сатаны силой Божие и ходательством Божией Матери!»
А разве Пресвятая Дева не помогла и не помогает нашему народу? Особенномы знаем о Её помощи в годину лихолетья. Тяжёлое испытание выпало нашему Отечеству в 1941 году. И здесь Богородица не оставила нас. Иеромонах Филадельор (Боголюбов), ссылаясь на работу протоиерея Василия Швеца, пишет: «Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме было три явления.
Первое. Он Увидел Божию Матерь, святого Иоанна Крестителя, Святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял Россию
Спаситель отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония.
Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
Второе. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли перед престолом Спасителя и молили Его о спасении России. Спаситель снова ответил: « Я не оставлю Россию».
Третье. Матерь Божия одна стояла перед Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России: «Вспомни, Сын Мой, — говорила Она, — как Я стояла у Твоего Креста», — и хотела встать на колени. « Не надо, — сказал Спаситель, — Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю её. Накажу, но сохраню».
Старец, которому были видения, окончил жизнь в Псково-Печерском монастыре в возрасте окола ста лет.
А архимандрит Амвросий (Юрасов) пишет об одном известном немногим случае явления Божией Матери: «Было это в Почаевской Лавре, в 1956 году перед праздником Покрова. В 5 часов 30 минут утра сторож вышел из лаврской гостиницы и увидел над собой во весь рост Божию Матерь, которая держала в руках покров. Он упал на колени и стал молиться, потом вбежал в гостиницу и позвал остальных. Около семидесяти человек стояли и на коленях и просили Божию Матерь о помощи и заступничестве. Она пребывала так минут пятнадцать, потом стала невидима, свет же на этом месте оставался до рассвета. Не случайно было это видение. Вскоре начались страшные гонения на монашествующих. Но Матерь Божия предупреждала, что не оставит их своей защитой. Пытались лавру закрыть, монахов избивали, грузили на машины и вывозили за пределы области, но они возвращались и продолжали служить Господу и Царице Небесной. Их снова вывозили, и они опять возвращались. Так продолжалось долго, но Лавру закрыть не удалось – Покров Божией защитил иноков…»
Знай, православный христианин, что предстательство Божией Матери заглаживает множество грехов. Однако Её ходательства достаточно, чтобы преложить Божий гнев на милость. Только прибегни, христианин, к Её покрову, проси Её милости, найдётся на Её предстательство и будь уверен, что если ты держишься за такой якорь, ты не погибнешь. Ибо, если все святые молят Бога как рабы Божии, то Пресвятая Дева просит как Матерь Его. Кого просит? Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Которого родила и вскормила.