«Я с вами во все дни до скончания века» или Спасение длиною в жизнь»

Он не рассказывал о христианстве, он учил жить со Христом и во Христе. Он являл пример живого и деятельного христианства.  Прошло 30 лет со дня мученической гибели протоиерея Александра Меня и сегодня его духовное наследие становится всё более актуальным и современным.

Одним из самых непростых для понимания догматов Церкви является сотериология — учение о Спасении. Этому деланию Божиему посвящено немало трудов за всю многовековую историю Церкви.  Но снова и снова человечество продолжает волновать вопрос, какое же место усваивается Богом человеку в этом непростом деле.  Отец Александр жестко критиковал доктрину о полном предопределенном спасении человека, предлагаемую некоторыми конфессиями.  Он видел ее несостоятельность в ущемлении широты и достоинства личности человека.  В Евангелии часто звучит фраза «вера твоя спасла тебя». Эти и подобные слова, Господь обращал к людям, искренне искавшим Его, к тем чье желание и стремление были выше социального положения, религиозной и национальной принадлежности, сильнее любых физических лишений, немощей и недостатков.   Каждое такое проявление духовной  свободы выводит человека на новый уровень личностных отношений со Христом.  Закхей, Вартимей, Никодим и даже разбойник на кресте (список можно продолжать) явили собой примеры деятельной веры и сотворчества Христу, без которого невозможно преображение. Через это непрекращающееся сотворчество им была открыта подлинная жизнь в благодати Христовой.  Сотворчество Закхея получило развитие в делах милосердия, явленных после посещения его дома Господом. Сотворчество Вартимея – это проявление его любви к Христу.   Последовал за Христом и Никодим, его соучастие выразилось в глубокой верности, которая оказалась дороже репутации и положения в обществе, когда он вместе с Иосифом Аримафейским снял тело Спасителя со креста и совершил Его погребение презрев все страхи и пересуды.   Жизнь распятого со Христом разбойника в этом мире после его преображения почти сразу же завершилась,  но его любовь и сочувствие к страдающему Господу явили высшую степень соучастия  и пролились из сердца всем известными словами «Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое».

Приводя эти и другие примеры из Евангелия, отец Александр отмечает, что спасение возможно только в постоянном, непрерывном сотворчестве Бога и человека. Сотворчество это всегда требует определенных усилий и часто может быть сопряжено с риском:  «Мы творцы, соучастники, соответчики. Если мы полностью поймем всю важность христианской ответственности, мы увидим, что некоторые из нас искали в Церкви совсем иного…  Принимая христианство, мы принимаем риск! Риск кризисов, богооставленности, борьбы. Мы вовсе не получаем гарантированных духовных состояний; «блажен кто верует, тепло ему на свете», как часто повторяют. Нет, вера вовсе не печка. Самые холодные места могут оказаться у нас на пути».   

Среди паствы о. Александра было много творческих людей, для которых поиск истины является обычным делом. Творчество – это отражение внутреннего состояния человека, любовь, изливающаяся  в красках, звуках и словах.  Понимая это, о. Александр не препятствовал им обращаться к опыту различных конфессий, но вместе с тем, предлагал сделать выбор в сторону узкого пути, который невидимо связывает землю и Небо. Безусловно он рисковал, но этот риск был более чем оправдан, если человек через этот опыт познавал самого себя как личность и уже через это рассуждение и творчество более осознано и зрело приходил ко Христу.  Такой аккуратный, бережный подход к духовной свободе человека, исполненный любви и доверия не мог не принести добрые плоды и продолжает приносить их сегодня.  Четверостишие о нашем храме из песни Александра Галича, вынесенное в шапку сайта, говорит как раз об этом феномене.  Сегодня труды о. Александра пользуются большой популярностью среди молодежи, среди тех, кто не был лично знаком с о. Александром, но познакомился с ним через его духовных чад и через его труды, как, например ваш покорный слуга. Каждый, кто однажды (по словам о. Александра) соприкасался сердцем с живым Христом, обязательно «становится соработником и соучастником в общем богочеловеческом деле спасения».  Отец Александр для многих засвидетельствовал своей жизнью и  пастырством,  что значит жить с Тем, Кто сказал: «Я с вами во все дни до скончания века».  

Е. Наумов