О богослужебном пении

О богослужебном пении

        Православное богослужение композиционно состоит из церковного пения и церковного чтения. Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу — это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение — это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно. Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что «…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией». Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость. Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна, скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора — как на земле не бывает ни совершенной радости, ни безысходной скорби.

Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия — преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов — это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.

Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и «благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить» (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). 6

Какие существуют песнопения в православном богослужении?

    • Стихúра. Песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева «Слава:», поэтому она называется иногда «славником». А на «И ныне:» поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира — «Богородичен». Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.
    • Тропáрь. («Тропос» — направление, образ или нрав, образ жизни, «Тропаион» — «трофей, памятник или знак победы»). Тропарь — это строфа, в которой кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня. Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого). Слово «тропарь» также соотносят с греческим словом «трепо» — «обращаться». На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего третий антифон.Тропарями называются также те краткие песнопения, из которых состоит канон. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. «обращаются», относятся, к ирмосам.
    • Кондáк и связанный с ним Икос. Кондак — это песнопение, посвященное святому или празднику. За кондаком обычно следует икос, который есть раскрытие, объяснение мысли кондака. Икос и кондак должны оканчиваться одними словами. Собственно, первоначально кондак представлял собой целую поэму, посвященную празднуемому событию. Поэма эта состояла из некоторого числа (до 24) метрически одинаковых строф, икосов, оканчивающихся одними и теми же словами — припевом. Начинала же поэму одна строфа, по метрике отличающаяся от других, но оканчивающаяся теми же словами, что икосы. В этой строфе (она называлась проимион или кукулион) излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. С течением времени кондак сократился в богослужении таким образом, что от всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Нетрудно заметить, что акафист — есть, собственно, полный кондак, о чем будет речь ниже.
    • Акафист. В переводе с греческого языка это слово означает «неседальное пение». Акафист — это, в сущности, полный кондак. Он состоит из проимиона и 24 более кратких строф и чередующихся с ними более пространных. Более краткие названы «кондаками» и оканчиваются припевом «Аллилуия», а более пространные именуются икосами и оканчиваются теми же словами, что и проимион. Название «акафист» говорит о том, что во время этой молитвы всем полагается стоять. Самым древним Акафистом является Акафист Божией Матери (7 век), все прочие акафисты — подражание этому первому.По Уставу Акафист (это именно тот первый Акафист Божией Матери) поется на богослужении единожды в год: на Утрени субботы пятой седмицы Великого Поста (праздник Похвалы Богородицы).
    • Канóн. («Правило, норма, образец» — греч.). В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс («связь» — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý.Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19).
    • 2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
    • 3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
    • 4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).
    • 5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»(Ис.26,9-19).
    • 6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
    • 7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).
    • 8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3,51-88).
    • 9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда),четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).

Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).

Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

    • Катавáсия («схожу вниз», «схождение» — греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
    • Светúлен (Эксапостилáрий). Ексапостиларий буквально с греческого значит «посылаемый». Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют «светильном», потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет».
    • Седáлен. Это песнопение, по форме — тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть.
    • Ипакоú («послушание, внимание, повиновение» — греч.). Это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием.
    • Антифóн («противогласник» — греч.). Означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. Т.е., один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих — опять первый хор и т.д.
    • Прокúмен. В переводе с греческого это слово означает «предлежащее, впереди лежащий». Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.
    • Аллилуиáрий. Это торжественное пение слова «аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение «аллилуия» является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют «аллилуия». Пение «аллилуия» перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.
    • Причáстен (или кинóник). Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением «аллилуия». Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника.
  • Паремúя («притча», «иносказание» — греч.). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.